Страничка правовых знаний

Подросток и закон.

Лучший бой – тот, который не состоялся!

 Драки издавна существовали в истории, в том числе, как традиции в культуре определенных народов. Но одно дело, когда это часть традиции, культуры или вид спорта и совсем другое, когда это становится частью повседневной жизни детей.

Родители, педагоги, люди на экранах телевизоров постоянно говорят о том, что этого делать нельзя, это плохо и совсем неэффективно в разрешении сложившейся конфликтной ситуации. Но прислушиваешься ли ты к ним и делаешь ли выводы?

Внутренне – да, а вот внешне все не так просто.

Часто мы стремимся противопоставить себя обществу, считаем, что только наше решение является правильным.

Понятно, что конфликт не рождается на пустом месте (хотя иногда бывает и так). И ты оправдываешь себя именно тем, что это твоя адекватная реакция на брошенный вызов, оскорбление, косой взгляд и еще, еще, еще. Ты можешь долго копить в себе обиду, обдумывать «план мести», а можешь сразу ответить «обидчику».

Да, конфликт – это нормальное состояние личности. Пока человек реализует сознательную жизнедеятельность, он находится в конфликте с другими людьми, группами людей или с самим собой. Но твоей целью должно стать освоение навыков, которые помогут понять, как решить конфликт мирным путем. Это позволит тебе не только развить и укрепить характер, но и получить наивысший авторитет у друзей, одноклассников, одногруппников, других людей. Воспитывай уверенность в себе, своих силах, что позволит тебе противостоять агрессии, страху и тревоге и даст оппоненту почувствовать, что он имеет дело с сильным человеком, который при этом не провоцирует дальнейшего развития конфликта. Ведь применение силы – это одновременно и слабость, проявляющаяся в неспособности дать адекватный отпор. Уверенному в себе человеку под силу разрешить множество сложных ситуаций.

Вступая в конфликт с использованием силовых методов его решения, ты вряд ли задумываешься о последствиях или просчитываешь их. Все твои мысли заняты лишь одним – отомстить обидчику, дать ему отпор, наказать. Ты и представить себе не можешь, чем могут закончиться такие выяснения отношений.

 Вот реальный случай из практики.

В ходе произошедшей ссоры два товарища Д. и С., один из которых на момент произошедшего был несовершеннолетним и обучался в одном из лицеев города Минска, нанесли ногой удар в область головы И. Те телесные повреждения, которые от удара получил И., оказались тяжкими и не совместимыми с жизнью. Потерпевший умер в больнице спустя несколько месяцев, не приходя в сознание. Трагедия для обеих сторон. Одному человеку она стоила жизни, а двум другим – свободы. И их жизнь уже никогда не будет прежней. До произошедшего, обвиняемые ни в чем криминальном замечены не были: не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности, удовлетворительно характеризовались. Несмотря на это, вынесенный в апреле 2016 г. приговор суда суров и справедлив – лишение свободы обоим. Д., который совершил преступление еще в несовершеннолетнем возрасте, – 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а С. – 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.

Ни слезы, ни раскаяние уже не помогут тебе избежать ответственности.

Встречаются случаи, когда удары приходятся в ту часть тела, где внешне повреждения могут быть незаметны, но потерпевший погибает от внутренней опасной травмы.

Так, в Московском районе города Минска С. в ходе ссоры нанесла несколько ударов в область живота и груди С., в результате чего ему была причинена тупая травма живота (тяжкое телесное повреждение), от которой он умер. В итоге, ранее не привлекавшаяся ни к каким видам ответственности С. осуждена к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Все это еще раз свидетельствует о том, что поднимая руку или кулак, ты никогда не можешь быть уверен в том, что все закончится хорошо, и никогда не сможешь предугадать последствия, так как люди имеют разную комплекцию, подготовку, здоровье и силу.

Выяснение отношений, приводящее к серьезным последствиям, иногда происходит и на территории учреждений образования.

Например, на территории одной из гимназий, расположенных в Минске, произошел конфликт между двумя несовершеннолетними К. и Г. В ходе этого конфликта К. применил насилие в отношении Г. В результате Г. причинены менее тяжкие телесные повреждения, а К. в марте 2016 г. осужден судом к 1 году лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год.

Конфликт, произошедший на территории одного из лицеев города Минска, привел к тому, что несовершеннолетним Х. несовершеннолетнему Н., 1999 года рождения, причинен целый ряд телесных повреждений (перелом нижней и внутренней стенок левой глазницы, перелом передней и внутренней стенок левой верхнечелюстной пазухи, перелом костей спинки носа), которые отнесены экспертом к категории менее тяжких телесных повреждений.

Один удар в область лица, разбитые очки, повреждение глаз, тяжкие телесные повреждения и уголовное дело. Таков итог еще одного конфликта, произошедшего между учениками 2001 и 2003 г.г. рождения, одной из гимназий в городе Минске.

К сожалению, такие факты не единичны.

В данном случае важно знать и некоторые юридические моменты, которые помогут тебе лучше понять ответственность за свои поступки.

По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Но Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее УК) содержит и исключения. Так, с четырнадцати лет подлежат уголовной ответственности лица, в том числе, за убийство (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147) и умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149).

Кроме уголовной ответственности существуют и другие ее виды.

Так, часто драки заканчиваются причинением потерпевшей стороне телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (незначительные скоропроходящие последствия для здоровья, длившиеся не более 6 дней включительно). В таких случаях с 14-летнего возраста лицо несет ответственность в соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Но и это еще не все.

Существует также и гражданско-правовая ответственность. Пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.

И помни, если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, причинив кому-либо телесные повреждения, - это не значит, что тебе ничего не будет.

По поступившему заявлению или сообщению, а также при непосредственном обнаружении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, будет  проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или о прекращении дела об административном правонарушении по тому же основанию.

Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Более того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Но и это еще не все. В случае заявления пострадавшей стороной требований о возмещении вреда, твоим родителям придется его возмещать.

Из всех описанных ситуаций можно сделать лишь один вывод. Лучший бой – тот, который не состоялся!

 

свернуть

Правила пользования мобильным телефоном во время учебного процесса

    Настоящие Правила устанавливаются для обучающихся и педагогических работников школы и имеют своей целью способствовать улучшению организации режима работы  учреждения образования, защите гражданских прав всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, учителей. Соблюдение Правил содействует повышению качества и эффективности получаемых образовательных услуг, гарантирует психологически комфортные условия учебного процесса.

 Условия применения мобильного телефона в школе:

  • не оставлять мобильный телефон в гардеробе;
  • во время занятий физической культурой, проведения спортивных соревнований отдавать телефон на ответственное хранение учителям физической культуры;
  • не оставлять мобильный телефон в классе и столовой без присмотра;
  • во время уроков и мероприятий телефон необходимо выключать либо переводить в режим «без звука»,  и хранить в кармане или в портфеле; на столе мобильный телефон не оставлять.
  • обучающимся запрещено подключать телефон к электрическим сетям школы  для подзарядки.

 Обучающийся имеет ПРАВО:

  • Вне уроков (на переменах) применять мобильный телефон в здании школы: осуществлять звонки; посылать sms-сообщения; играть; обмениваться информацией; делать фото и видео съемку; слушать радио и музыку через наушники, не создавая дискомфортных условий другим участникам образовательного процесса. При этом для разговора по телефону необходимо выйти из помещения класса в коридор.
  • Пользование телефоном в школе неограничивается при возникновении чрезвычайных ситуаций.

  Обучающемуся ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Во время занятий обучающимся запрещено разговаривать по телефону и отправлять SMS-, MMS- и другие виды сообщений, пользоваться услугами GPRS, Bluetooth, интернетом, прослушивать музыку, в том числе через наушники.
  • С помощью телефона демонстрировать окружающим видео и фото, пропагандирующие культ насилия, жестокость и порнографию, а также осуществлять некорректную съёмку участников образовательного процесса с последующей демонстрацией окружающим.

 Ответственность за нарушение правил.

  • При нарушении правил пользования мобильным телефоном педагогический работник школы обязан  оформить докладную записку о факте нарушения  для принятия мер педагогического воздействия (предупреждение, запись в дневнике, извещение или вызов родителей для проведения разъяснительной беседы), либо мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор)  в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
  • Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности (в соответствии со ст.126 Кодекса Республики Беларусь об образовании): нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса; неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника; распространение информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
свернуть

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями, действующим законодательством РБ и уставом школы.

 

1. Учащийся имеет право на:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

1.2. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

1.3. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

1.4. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

1.5.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

1.6. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

1.7.Обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

1.8. Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

1.9. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

1.10. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

1.11. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы. Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

1.12. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

1.13. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

1.14. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1.15. Право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения оценки за письменные работы.

1.16. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

1.17. Пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

1.18. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, директору школы, другим учителям своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

1.19. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

1.20. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

1.21. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

1.22. Отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся вcех классов.

1.23. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

1.24. Установление числа уроков, не превышающее в день 5- в начальной школе и 6 - в основной.

1.25. На перевод в выпускных классах на индивидуальный учебный план, освобождение от занятий по отдельным предметам или предоставление одного из дней недели свободного по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета в случае успешного освоения учащимся учебного материала, на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами.

1.26. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе.

1.27. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

1.28. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы.

1.29. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

1.30. Приобретение продукции в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении буфета или в столовой.

1.31. Учащийся имеет право получить консультацию в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов в соответствии с графиком работы школы и учителя.

 

2. Обязанности учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

2.2. Выполнять требования устава школы.

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете.

2.4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

2.5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствам при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, сдавать одежду в гардероб, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

2.11. Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все, связанные с процессом обучения факты. В связи с этим учащийся обязан: ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике; по первому требованию учителя предъявлять дневник.

2.12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

2.13. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

2.14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей или справку из медицинского учреждения.

 

3. Общие правила поведения учащихся

Поведение учащихся на уроке:

3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их. При желании ответить или задать вопрос учителю поднять руку.

3.3. Время перемены - личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим. Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

 

3.4. Поведение учащихся в столовой:

- бережно относиться к имуществу столовой,

- во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

- убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

- не приходить в столовую в верхней одежде,

- не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

 

3.5. Обязанности дежурного по классу и дежурного класса: (этот пункт составляется в соответствии со школьными правилами). Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости дежурные обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

 

3.6. Требования к внешнему виду учащихся:

- в школу учащиеся классов, где не введена единая форма одежды, должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению; яркий макияж, экстремальный цвет волос.

- не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде.

- на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в одежде делового стиля.

- не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

 

4. Учащимся запрещается

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

4.2. Курение на территории школы запрещено.

4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

4.5. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

4.6. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

4.7. Опаздывать на занятия.

свернуть

Ответственность за распространение наркотических веществ