Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия.
* Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
* Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
* Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
* Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
* Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
* Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
* Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
* Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
* Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
* Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется чаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
* Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
* Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
* Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.
* Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
* Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).
Правила создания позитивной обстановки в обучении:
- Дошкольник учится в игре, где активно и равноправноучаствуют родители.
- Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляетсяв игре «Чего не стало?».
- Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
- Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужин на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
- Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.
Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.
Определение готовности ребёнка к школе
Готовность ребёнка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.
Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе:
- Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
- Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).
3.Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе).
А есть ещё одна важная составляющая готовности ребёнка – это развитые речевые навыки. Развитая, грамматически правильная речь, без нарушений звукопроизношения и фонематического слуха.
Общение с другими людьми играет огромную роль в школьной жизни. Ребёнок должен уметь выражать свои мысли, составлять предложения, в противном случае он будет отставать по учёбе. Дефекты речи также необходимо исправлять в дошкольном возрасте. Если Ваш ребёнок в возрасте 5-6 лет говорит невнятно, не выговаривает звуки, то его нужно срочно отвести к логопеду. До этого возраста формируется звуковой строй речи, после будет гораздо сложнее научить ребёнка правильно говорить. Ещё одной важной причиной подготовки ребёнка к школе является то, что это поможет предотвратить образование комплексов, которые могут появиться из-за того, что ребёнок отстаёт от своих сверстников.
Устная речь – основа обучения ребёнка. При её помощи, а также за счёт письменной речи ребёнок получает и усваивает новые знания. Вывод: необходимо, чтобы была развита речь до школы. В таком случае он научится быстро читать и писать.
Признаком готовности к школе является и то, что для ребёнка не составит трудностей произношение сложных слов, состоящих из нескольких слогов, со стечением согласных. При этом он чётко произносит все звуки, не пропускает их, не искажает в словах и предложениях.
К 6-летнему возрасту словарь ребёнка составляет около 2000 слов. Важно, чтобы ребёнок в своей речи мог свободно выражать свои мысли, используя разные части речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь пересказывать сказки, рассказы, уметь описывать картинки, отвечать предложением на вопросы по картине или тексту. Не менее важно его умение общаться с окружающими. Ребёнок в дошкольном возрасте должен понимать, как следует разговаривать со старшими людьми и с ровесниками. Важно, чтобы ребёнок мог ясно и чётко выразить свои мысли и знал правила этикета (уважительно относился к взрослым, не грубил, не кричал и т.д.).
Если Вы заметили, что ваш ребёнок в возрасте 5-6 лет не умеет выговаривать все звуки, не способен построить предложения и с трудом выражает свои мысли, то не стоит пускать дело на самотёк. Детям с речевыми проблемами гораздо сложнее учиться, они начинают отставать от сверстников, что может привести к негативным последствиям Лучше заранее подготовить ребёнка к школе, чтобы обучение в ней давалось ему легче.