Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия.

Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.

*  Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).

       * Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

*   Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

*  Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

*  Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

*  Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

*  Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

*  Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.

Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется чаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

* Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

* Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.  

* Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправноучаствуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.      
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляетсяв игре «Чего не стало?».
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
  5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужин на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
  6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

 Определение готовности ребёнка к школе

Готовность ребёнка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.

Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе:

  1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
  2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

3.Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе).

А есть ещё одна важная  составляющая готовности ребёнка – это развитые речевые навыки. Развитая, грамматически правильная речь, без нарушений звукопроизношения и фонематического слуха.

Общение с другими людьми играет огромную роль в школьной жизни. Ребёнок должен уметь выражать свои мысли, составлять предложения, в противном случае он будет отставать по учёбе. Дефекты речи также необходимо исправлять в дошкольном возрасте. Если Ваш ребёнок в возрасте 5-6 лет говорит невнятно, не выговаривает звуки, то его нужно срочно отвести к логопеду.  До этого возраста формируется звуковой строй речи, после будет гораздо сложнее научить ребёнка правильно говорить. Ещё одной важной причиной подготовки ребёнка к школе является то, что это поможет предотвратить образование комплексов, которые могут появиться из-за того, что ребёнок отстаёт от своих сверстников.

Устная речь – основа обучения ребёнка. При её помощи, а также за счёт письменной речи ребёнок получает и усваивает новые знания. Вывод: необходимо, чтобы была развита речь до школы. В таком случае он научится быстро читать и писать.

Признаком готовности к школе является и то, что для ребёнка не составит трудностей произношение сложных слов, состоящих из нескольких слогов, со стечением согласных. При этом он чётко произносит все звуки, не пропускает их,  не искажает в словах и предложениях.

К 6-летнему возрасту словарь ребёнка составляет около 2000 слов. Важно, чтобы ребёнок в своей речи мог свободно выражать свои мысли, используя разные части речи. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь пересказывать сказки, рассказы, уметь описывать картинки, отвечать предложением на вопросы по картине или тексту. Не менее важно его умение общаться с окружающими. Ребёнок в дошкольном возрасте должен понимать, как следует разговаривать со старшими людьми  и с ровесниками. Важно, чтобы ребёнок мог ясно и чётко выразить свои мысли и знал правила этикета (уважительно относился к взрослым, не грубил, не кричал и т.д.).

Если Вы заметили, что ваш ребёнок в возрасте 5-6 лет не умеет выговаривать все звуки, не способен построить предложения и с трудом выражает свои мысли, то не стоит пускать дело на самотёк. Детям с речевыми проблемами гораздо сложнее учиться, они начинают отставать от сверстников, что может привести к негативным последствиям Лучше заранее подготовить ребёнка к школе, чтобы обучение в ней давалось ему легче.

 

Управление по образованию Миноблисполкома
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
 Слуцкий районный исполнительный комитет,