Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
- Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
- Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
- Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений. Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха. Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.
Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.
На школьную травму приходится около 5% детского травматизма. Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку.
Случаи травматизма — это в основном результат шалостей, недисциплинированности или хулиганства ребят. В связи с этим хочется еще раз напомнить о воспитании в семье. Правильно воспитанному ребенку гораздо легче привыкнуть к школьной обстановке и подчиниться всем школьным правилам и дисциплине.
Взрослым необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей.