Всё об уроке

Педагогический анализ урока

Педагогический анализ урока

От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.

В.А. Сухомлинский

На данный момент в педагогической науке нет единого подхода к классификации типов и видов анализа урока. Чаще всего выделяют следующие типы анализа:

  • краткий анализ— проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым. Отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
  • полный анализ— проводится с целью контроля за качеством организации образовательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом.
  • комплексный анализ- это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
  • структурный анализ— является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока. Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных особенностей учащихся. В традиционной организации урока имеются определенные этапы. Поэтому возможно его называют этапный анализ. Тогда процедурная сторона анализа включается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа или придерживаются его схемы, или, чувствуя несовершенство этой методики, вносят в нее некоторые уточнения и добавления:  как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний); объяснения учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитательные моменты на уроке; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение  наглядных  пособий  и  технических  средств  обучения; задание на  дом. Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее. Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.
  • аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока. Это, например, оценка правильности определения целей и задач урока; рациональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы; правильности отбора содержания учебного материала; оценка методов проведения урока; способов активизации познавательной деятельности учащихся; способов осуществления межпредметных  связей; объективности способов решения воспитательных задач; изучение методов применения наглядных пособий; содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся обще учебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и знаний, умений и навыков учащихся. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление. Возникает противоречие: урок имеет определенную логику, но ни один из описанных видов анализа не позволяет его рассматривать как сложное целостное явление.
  • системный анализ- это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих и воспитательных задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Системный анализ это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы. Это  методика подготовки аналитического обоснования управленческих решений и целей.

      Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

 

 

 

Теория, методика и технология системного анализа урока

(по  В.П. Симонову)

Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.

Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода:

  1. Оценка основных личностных качеств учителя.
  2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса.
  3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
  4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
  5. Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся.

Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно - образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Дадим описание компонентов деятельностного подхода:

  1. Оценка основных личностных качеств учителя(первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
  2.   Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.
  3.   Уровень его педагогического и методического мастерства.
  4.  Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
  5.   Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися.
  6.    Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.
  7. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
  8. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока.
  9.   Уровень обще учебных и специальных умений и навыков.
  10.   Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.
  11. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока.
  12. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока(первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
  13. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
  14. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой).
  15. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации).
  16. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.
  17. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока(второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
  18. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
  19.  Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе;
  20. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.
  21. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия.
  22. Эффективность контроля над учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
  23. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников.
  24. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока.
  25. Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
  26. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.
  27. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 
  28. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).
  29. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?).
  30. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?).

 Методики тестового аспектного анализа (Селевко Г.К.)

Каждый тест представляет собой перечень важнейших ка­честв (сторон) урока, относящихся к какому-либо его аспекту (общепедагогическому, психологическому и т. д.). Эксперту предлагается дать оценку каждого явления, процесса, качества, результата, отмеченных в перечне. Оцениваются организация, уровень адекватности, степень проявления, выполнения, до­стижения данных сторон урока.

Оценка может быть как качественной, так и количествен­ной. 10 баллов соответствуют максимуму реализации данного качества, целей результатов, минимальное проявление или отсутствие — 1 балл,

Каждое качество урока, указанное в тесте, может анализироваться и оцениваться либо по отдельности, либо в составе группы близких качеств.

При необходимости может быть определена общая балльная оценка урока по данному аспекту (вычисляется средний балл по всем позициям). Это дает возможность сравнивать результаты различных учителей и групп.

Оценка качеств по тесту может производиться при наблю­дении во время или после посещения урока. Тесты не заменяют и не исключают методического отслеживания и разбора урока.

Предлагаются следующие виды аспектного анализа урока.

  1. Анализ воспитательных аспектов урока.
  2. Обще дидактический анализ урока.
  3. Анализ урока с позиции формирования обще учебных умений и навыков.
  4. Анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся.

1. Анализ воспитательных аспектов урока

1.  Мировоззренческая направленность:

·         Личность учителя (пример)

·         Оптимизм

·         Отношение к людям

·         Отношение к миру

·         Отношение к вещам

Учебный труд на уроке:

·         Рабочее место

·         Планирование

·         Активность

·         Самостоятельность

·         Прилежание

·         Уважение к истине

Воспитание дисциплины:

·         Воспитание учащихся

·         Соблюдение порядка

·         Ответственность

·         Умение слушать

Требования на уроке:

·         Тактичность, гибкость

·         Аргументированность

Требования, основанные:

— на доверии

— успехе

— интересе

Личностный подход на уроке:

·         Педагогическая любовь

·         Понимание детей

·         Приятие детей

·         Помощь детям

·         Оценивание детей

2. Обще дидактический анализ урока

Цели:

·         Обучающие

·         Развивающие

·         Воспитывающие

Содержание:

·         Объем и структура материала

·         Актуализация опорных ЗУН

·         Изложение нового материала

·         Закрепление

Преподавание:

·         Проблемность

·         Доступность:

·         Наглядность и ТСО

·         Дифференцированный подход

Учение:

·         Работа в зоне ближайшего развития

·         Самостоятельность Творчество, поиск

·         Активность

·         Общеучебные умения

Контроль и оценка:

·         Проверка домашнего задания

·         Текущая обратная связь

·         Оценивание

·         Подведение итогов

·         Качество знаний учащихся

·         Качество способов умственной деятельности учащихся

3. Анализ урока с позиции формирования обще учебных умений и навыков

Планирование деятельности ученика:

·         Мотивация

·         Проблематизация

·         Осознание учебной задачи

·         Самостоятельность целеполагания

·         Умение планировать

Организация деятельности ученика:

·         Организация рабочего места

·         Наличие, использование средств

·         Оптимальность действий

·         Самодисциплина

Усвоение информации:

·         Управление вниманием

·         Запись, конспектирование

·         Работа с книгой, чтение

·         Работа с ТСО

·         Диалогические умения

·         Самостоятельность действий

 Формирование СУД (способов умственных действий):

·         Сравнение, анализ

·         Обобщение, синтез

·         Понятие, классификация

·         Суждение, умозаключение

·         Воображение, интуиция

·         Решение задач, проблем

·         Оценка и осмысливание ре­зультатов работы

·         Рефлексия

·         Самоконтроль

·         Взаимоконтроль

·         Этическая оценка

·         Эстетическая оценка

4. Анализ урока с позиции развития познавательной са­мостоятельности учащихся

Организация урока:

·         Структура

·         Мотивация (проблематизация)

·         Дозировка материала

·         Начало и конец

Обще учебные умения учащих­ся:

·         Планирование деятельности

·         Организация рабочего места

·         Самоконтроль

·         Самовоспитание

•  Самообразование («учись учиться»)

·         Саморегуляция

Формирование СУД (способов умственных действий) учителем:

·         Сравнение

·         Обобщение

·         Понятие

·         Суждение

·         Рефлексия

·         Воображение Деятельность учащихся:

·         Репродукция

·         Самостоятельная работа

·         Применение знаний

·         Поиск

·         Творчество                   

Личностный подход учителя:

·         Положительное   стимулиро­вание

·         Формирование «Я-концепции»

·         Индивидуальный подход

·         Дифференцированный    под­ход

Аспектный анализ.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

  1. Обеспечение  условий  для продуктивной  познавательной  работы:

а) обеспечение избирательности, осмысленности, целостности восприятия изучаемых предметов и явлений, формирование ориентировочной основы умственных действий; б) способы управления вниманием учащихся; в) формы актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнение по повторению и т. д.); г) формирование научных понятий: учет прошлого опыта учащихся, имеющихся знании, житейских понятий; д) соблюдение требований к устной и письменной речи, приемы их развития.

2.Организация  активной мыслительной деятельности на всех этапах урока:

а) уровень формирования знаний учащихся (наглядно-образный, аналитико-синтетический, этический, усвоение понятий, обобщающие образы, "открытие", выведение формул и т.д.);

б) способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач,  использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

в) руководство со стороны учителя пониманием учащимися  преподаваемого материала, его уровни (описа­тельный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный);

г) используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явлений и др.); активизация творческого воображения (агглютинации,  аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.).

  1. Организация запоминания изучаемого материала: а) чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских); б) рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО; в) систематизация материала, актуализация опорных знаний; г) образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству).
  2. Формированы умений и навыков:а) последовательность формирования навыков (анализ, синтез, автоматизация); б) закрепление результатов работы, использование упражнений; в) обучение переносу ранее сформированных навыков в новые условия работы; г) способы и приемы интеграции знаний и навыков, закрепление умений; д) контроль, коррекция и оценка навыков и умений.

5.Опора  на  эмоциональную  сферу  при  организации  мыслительной  деятельности:

а) увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т. п.); б) вызов удивления, восхищения; в) вызов заинтересованности в изучении предмета;         г) эстетическое оформление классной комнаты; д) состояние технических средств, оборудования, используемого на уроке инвентаря; е) собранность учителя, речь, четкость и понятность изложения материала и т.д.; ж) стимулирование положительных переживаний за результаты учебной деятельности конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмечаемая положительная тенденция и т.д.); з) использование игр игровых приемов; и) яркие приемы, «активные приемы», уместность и этика шуток, произвольное переключение внимания и т.п.; к) использование функциональное (учет возраста учащихся, соответствие темы занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т.п.)

 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

(Методика разработана Ю.А. Конаржевским)

Этапы урока:

  1. - организационный;
  2. — проверка домашнего задания;
  3. — всесторонняя проверка знаний;
  4. — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  5. — усвоение новых знаний;
  6. — проверка понимания учащимися нового материала;
  7. — закрепление нового материала;
  8. - информация учащимся о домашнем задании, инст­руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:

  • дидактическая задача этапа;
  • содержание этапа;
  • условия достижения положительных результатов этапа;
  • показатели выполнения дидактической задачи этапа.
  1. Организационный этап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста­новка внимания всего класса.

  1. Этап проверки домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна­ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при­чин, ликвидация обнаруженных недочетов. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — опе­ративность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способ­ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус­тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне­го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне по­верить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональ­ными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности обще учебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и созна­тельному усвоению нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей на различных уроках.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

  1. Этап усвоения новых знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств I получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

VII. Этап закрепления нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

 

свернуть

Критерии эффективности современного урока.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 - резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

        Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения - ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

           В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.   

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

     Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".      Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля над учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

 

Критерии эффективности современного урока

ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

   

Критерии эффективности урока

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 

Системно-деятельностный подход предлагает  следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.

1 группа – уроки «открытия» новых знаний.

Выделяют 2 цели:

А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа – урок отработки умений и рефлексии.

А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных  затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа – уроки развивающего контроля.

А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

5 группа - – урок – исследования (урок творчества)

А) деятельностная цель: формирование  способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление.  Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

   

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Вариант1

«…дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться…»

Путин В.В.

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях, анализировать урок в аспекте системно-деятельностного подхода.

 Вариант 2Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;- использование проблемных творческих заданий;- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

  • целеполагание
  • планирование
  • организация
  • реализация целей
  • анализ результатов деятельности.

В деятельности целеполагания воспитывается:

  • свобода
  • целеустремленность
  • достоинство
  • честь
  • гордость
  • самостоятельность

При планировании воспитывается:

  • самостоятельность
  • воля
  • творчество
  • созидание
  • инициатива
  • организованность

На этапе реализации целей:

  • трудолюбие
  • воля
  • мастерство
  • исполнительность
  • дисциплинированность
  • активность

На этапе анализа, формируются:

  • отношения
  • честность
  • критерии оценки
  • совесть
  • ответственность, долг.

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе

  • - наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • - использование проблемных творческих заданий;
  • - применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • - создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • - обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
  • - стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • - оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • - отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • - при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
  • Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.
  • 1 группа – уроки «открытия» новых знаний.
  • Выделяют 2 цели:
  • А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
  • Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • 2 группа – урок отработки умений и рефлексии.
  • А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
  • Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
  • 3 группа- уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
  • А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
  • Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
  • 4 группа – уроки развивающего контроля.
  • А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
  • 5 группа – урок – исследования (урок творчества)
  • А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
  • Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
  • Технологическая карта урока.

Учитель

Реакция на действия ученика

1.     Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

1.     Похвала, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение – одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.

1.     Шутки, использование юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

1.     Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

1.     Оценка ответа, работы школьника.

1.     Вопросы учителя.

Характер вопроса, обращенность, форма.

1.     Рассказ учителя.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

1.     Распоряжения, указания, приказы.

Форма.

1.     Критика, замечания.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

1.     Пауза, молчание.

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

1.     Ответ на вопрос учителя.

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

1.     Реакция на шутки учителя.

1.     Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя

1.     Реакция на замечания учителя

1.     Реакция на оценку

Ученик.

Самостоятельные действия.

1.     Разговор с учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

1.     Вопросы задаваемы учителю.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

1.     Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.

1.     Форма выражения своего отношения к уроку и учителя.

1.     Молчание или замешательство ученика, чем вызвано.Продолжительность.

1.     Другие формы поведения высказываний взрослых и детей.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

     

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

     

3. Выявление места и причины.

     

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

     

5. Первичное закрепление

     

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

     

7. Рефлексия

     
свернуть